Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84)




НазваКодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84)
Сторінка1/10
Дата конвертації19.06.2013
Розмір1.04 Mb.
ТипДокументы
skaz.com.ua > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84)

Юстиниан — восточно-римский император (527 — 565 гг.) — одно из средств

сохранения рабовладельческого строя видел в совершенном законодательстве.

Только сильное и жесткое законодательство способно держать в повиновении

все чаще восстающих рабов, основательно расшатывающих устои

рабовладельческой империи, полагал император. Кроме того, посредством

кодификации Юстиниан мечтал воссоздать бывшую единую Римскую империю. Между

тем законодательство находилось в хаотическом состоянии. Более чем за

тысячелетнюю историю Рима накопилось такое множество законов различного

ранга и содержания, эдиктов, конституций, других правовых документов, что

пользоваться ими было почти невозможно. Решено было подвергнуть кодификации

все накопившееся право — цивильное, преторское, императорское, сочинения

юристов и т.п.Кодификация Юстиниана по размаху неизмеримо превосходила все

предыдущие. Ее отличали широкая творческая основа, огромное количество

источников, серьезность, последовательность их обработки.Для осуществления

кодификационных работ Юстиниан 13 февраля 528 г. назначил комиссию в

составе 10 человек. Комиссии было поручено в первую очередь

систематизировать императорские конституции. Три прежние кодификации

императорских конституций значительно облегчили работу и уже через год

публикуется собрание конституций под названием Кодекс Юстиниана. Решается

также ряд спорных (около 50) вопросов путем принятия новых

конституций.Кодификационные работы, требующие принятия новых решений в

форме конституций, вызвали активную законодательную деятельность

императора. В течение трех лет было принято около 300 конституций. Таким

образом, получилось, что к концу работы кодификационной комиссии (533 г.)

разработанный Кодекс фактически устарел и требовал пересмотра. Комиссия

вновь его пересмотрела, обновила, привела в соответствие с кодификацией. В

новой редакции он был принят в 534 г. Таким образом. Кодекс Юстиниана

представляет собой собрание законов (императорских конституций) в точном

значении этого слова. Он состоит из 12 книг, каждая делится на титулы с

особым заглавием. Для кодификации юр. лит. в 530г. была создана специальная

комисия из 17 чел. Эта комисия пересмотрела ,выбрала наиболее ценное ,

привела в определенную систему. Такие замены, подмены и обновления позже

получили название интерполяций.Через три года работа по кодификации

сочинений классиков была завершена и опубликована как Дигесты, или

Пандекты, Юстиниана.Дигесты, или Пандекты, представляют ;обой собрание

отрывков из 2000 сочинений 39 наиболее выдающихся римских юристов, в

основном тех, которые имели право официального толкования законов: 9200

отрывков — фрагментов. Дигесты делятся на 50 книг, книги — на титулы.

Основным содежанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному

праву. Одновременно комиссия осуществила переработку Институций Гая,

которые были опубликованы одновременно с Дигестами 30 декабря 533 г. под

названием Институции Юстиниана. Они были подготовлены как учебное пособие

для начинающих юристов. Императорская конституция, утвердившая Институции,

прямо адресуется молодежи, «жаждущей (изучения) законов», и подчеркивает,

что Институции являются «первыми элементами всей юридической науки».

Институции Юстиниана состояли из 4 книг, 98 титулов; титулы соответственно

— из фрагментов, а большие фрагменты — из параграфов.Императорские

конституции, принятые после работы комиссии, вошли в четвертую часть

кодификации Юстиниана и получили название Новелл. Известно, что было 168

новелл, но полностью они до нас не дошли.

Кодификация Юстиниана, состоящая из 4 указанных выше частей, в XII в.

получила название Свода цивильного права.
Манципація.(2)

Манципация была древним способом квиритского права, представлявшим вначале

реальную передачу вещи путем обмена ее на цену перед пятью свидетелями и

при содействии весовщика. Это была одновременно и купля, и передача, но акт

разыгрывался, как внесудебное истребование своей вещи. «Этот раб мой» —

авторитарно заявлял приобретатель и передавал отчуждателю в уплату за вещь

слиток металла, для взвешивания которого и привлекался весовщик.

Первоначально передававшийся продавцом металл взвешивался реально, но

позднее, с появлением чеканной монеты и по мере развития оборота,

взвешивание стало представляться символическим, и ко времени Гая манципация

превратилась в фиктивную продажу. Порядок совершения манципации сделал ее

пригодной для продажи в кредит, для дарений, установления приданого, так

как позволял передавать продавцу в момент совершения сделки незначительную

сумму. Манципация предполагала наличие у сторон права на участие в

обороте. Если отчуждатель не был собственником манципируемой вещи, а

действительный собственник истребовал затем ее у приобретателя, то

отчуждатель присуждался по иску последнего к уплате двойной цены,

заявленной при манципации по аналогии с кражей. До Лабеона и все

последующие приобретатели порочно переданной вещи подвергались такому же

взысканию. Лабеон ввел положение о том, что последующие приобретатели могли

отклонить от себя этот штрафной иск путем возражения о личной

непричастности. Точно также ложное указание размера продаваемого участка

открывало место для иска (иск о размере земли), по которому взыскивалась

двойная цена недостающего количества земли.
^ Види володіння(3) Хар.307 - 312
Условия вступления в брак:(4)(рус)

а) свободное волеизъявление жениха и невесты В раннереспуб-ликанский период

такое согласие могли д, пъ домовладыки жениха и невесты. Однако, если по

каксй-либо причине они такого согласия не давали, то брачую диеся могли

добиться разрешения на вступление в брак (ерез магистрат;

б) достижение брачного возраста — 14 лет для мужчин, 12 лет для женщин;

в) наличие права вступать в брак. Это необходимый элемент гражданской

правоспос )бности, без ко-торого в брак вступить было невозможно. Этим

правом были наделены только римские граждане. Поэтому до 212 г. в законный

римский брак могли вступать только обладатели юс конубии. После 212 г. это

ограничение отпало;

г) несостояние в другом нерасторгнутом браке. Строгий моногамный характер

римской семьи не допускал многоженства. Никаких препятствий для вступления

во второй брак после прекращения первого римское право не содержало. Однако

требовалось вдове соблюсти траурный год, т.е. промежуток после смерти мужа

в 10 месяцев. Целью этого ограничения было, с одной стороны, проявление

определенного уважения (пиетета) к памяти покойного, а с другой —

устранение могущего возникнуть сомнения в определении отцовства,

родившегося в этот период ребенка. Однако этот обычай почти не имел

правового значения. Если вдова в этот период все же выходила замуж, то ее

брак не признавался ничтожным, однако она сама подвергалась бесчестью;

д) отсутствие близкого родства. Родство по прямой линии во всех случаях

было препятствием для вступления в брак. По боковой линии в древнейшее

время браки между родственниками до шестой степени включительно не

допускались. В республиканский и императорский периоды эти ограничения были

смягчены. Кроме того, не допускались браки между опекуном и подопечной,

между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и ее сообщником.

Провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной

провинции. Данный запрет преследовал двоякую цель: исключить возможное

давление на волю невесты и воспрепятствовать возникновению семейного

влияния через магистрата. Не допускалось вступление в брак лиц, состоящих в

близком свойстве, которым признавалось отношение между одним из супругов и

родственниками другого супруга. Например, младший брат не мог брать в жены

вдову умершего старшего брата.
^ Набуття та припинення права власності (рос)(5)

Право собственности на данную вещь может возникать у конкретного лица

разными способами: лицо изготовило вещь самостоятельно, приобрело

посредством купли-продажи, освоило землю, которая до этого никому не

принадлежала, и т.д. Весьма рано римляне во всем многообразии форм

возникновения права собственности стали различать два самостоятельных, но

тесно взаимосвязанных момента — способ приобретения права собственности и

титул приобретения. Факты, наступление которых приводит к возникновению

права собственности у конкретного лица, называются способами приобретения

права собственности. Юридические факты, служащие правовой основой

возникновения права собственности, называются титулами приобретения.

Римское право с древнейших времен все способы приобретения права

собственности разделяло на первоначальные и производные. Первоначальный

способ приобретения права собственности заключался в том, что право

собственности на данную вещь возникает впервые или против воли бывшего

собственника. Производный способ приобретения права собственности

заключается в том, что право собственности переходит от одного лица к

другому по их взаимной воле, желанию. Он основан на договорных формах

оборота. Основным титулом производного способа, однако не единственным,

является договор. Сюда же относится переход права собс венности при

наследовании — наследник может стать собственником наследственного

имущества только при его согласии. Производное приобретение основано на

праве пред шествующего собственника, производится из его права — отсюда и

название способа.

Переработка вещей. Вещь, сделанная мастером из своего материала, без

сомнения, принадлежит мастеру. В праве Юстиниана зафиксировано: если новую

вещь можно опять превратить в материал, из которого она сделана, то ее

собственником будет собственник материала, если же нет, то право

собственности на нее принадлежит ее создателю.

Приобретение права собственности по давности. Вначале приобрести право

собственности по давности могли только римские граждане и только на

манципные вещи. Срок давности устанавливался в один год для движимых вещей

и два года для недвижимых. Преторы расширили пределы давностного

приобретения, распространив его и на другие слои свободного населения. В

праве Юстиниана были установлены сроки приобретательной давности для

движимого имущества три года и для недвижимого — десять лет. Однако для

приобретения права собственности по давности требовались следующие условия:

а) наличие правового основания владения; б) добросовестность владельца,

который не знал и не мог знать о своем незаконном владении; в)

непрерывность владения в течение установленного срока. Ворованные вещи не

могли перейти в собственность по давности владения.

Соединение и смешение вещей. Соединение вещей имело место в

случаях, когда одна вещь поглощалась другой так, что нельзя было их

отделить. Например, при строительстве дома использовано бревно другого

собственника. В этом случае собственность на присоединенную вещь переходила

к собственнику основной вещи, который обязан был возместить собственнику

присоединенной вещи (бревна) ее двойную стоимость. Смешение вещей — это

такое их соединение, при котором невозможно установить, какая из них

поглотила другую. В результате смешения .однородных вещей возникала общая

собственность для двух или нескольких собственников.

Манципация — символический акт, по которому в присутствии пяти

свидетелей и весовщика происходила фактическая передача вещи отчуждателем

приобретателю. Вначале весовщик действительно взвешивал металл, за который

вещь отчуждалась, но с появ- ением чеканной монеты взвешивание стало

символическим и лишь удостоверяло действительность передачи права со

ктвенности приобретателю.

Уступка права возникла же в преторском праве и представляла собой мнимый

судебный процесс. Приобретатель требовал вещь, которую приобретал,

угверждая, что она принадлежит ему. Отчуждатель признавал требование

истца. Претор, перед которым ос у'ществлялась эта процедура, признавал

право собственности за приобретателем.

Передача. Требовалась новая, более простая, легкая и доступная форма

перенесения права. Такая форма уже имелась в праве народов. Она называлась—

традиция и заключалась в передаче фактического владения вещью от

отчужадателя к приобретателю, т.е. выполнении предварительного соглашения,

каким является договор купли-продажи мены, дарения и т.п. Для перенесения

права собственности посредством традиции имело значение основание, по

которому передача совершалась. Этим основанием и была взаимная воля сторон,

выраженная в договоре, которая должна была предшествовать передаче вещи.

Традиция же была лишь ее выполнением, заключительным актом. Первоначально

традиция в Риме применялась только для неманципных вещей, приобретатели

которых не имели римского гражданства. Однако уже во времена Юстиниана

традиция ввиду ее простоты и доступности полностью вытеснила как

манципацию, так и уступку права, став господствующей формой приобретения

права собственности.
^ Поняття спадкування(6)

Институт наследственного права в системе римского гражданского права

представляется как бы независимым, отдельно стоящим, не связанным с другими

видами имущественных прав.

Наследование — это переход имущества после смерти его собственника к

другим лицам. Под имуществом принято по-

нимать совокупность прав и обязанностей умершего. Следовательно, в состав

наследства входят как права, так и обязанности, актив и пассив, наличное

имущество умершего и его долги, которые он не успел погасить при жизни.

Переход имущества или имущественных прав и обязанностей, принадлежавших

определенному лицу, возможен только после его смерти. Наследования

имущества при жизни его собственника не бывает. Совокупность правовых норм,

регулирующих порядок перехода имущества умершего к. другим лицам,

называется наследственным правом. Как правовой институт, наследование

неразрывно связано с правом собственности. Лицо, после смерти которого

осталось имущество, называется последователем. Им может быть только

физическое лицо. Юридическое лицо не умирает, оно прекращается, но и в этом

случае право наследования у него не наступает.

Лица, к которым переходит в установленном законом порядке имущество

умершего, называются наследниками. Ими могут быть как физические, так и

юридические лица. Оставшееся после смерти собственника имущество (права и

обязанности) принято называть наследственным имуществом или просто

наследством. Это совокупность прав и обязанностей умершего, определяемая на

момент смерти наследователя. Переход имущества умершего (преемство) к

другим лицам возможен по одному из двух правовых оснований — либо по

завещанию, либо по закону. Вместе с тем преемство в правах и обязанностях

умершего могло быть двояким по характеру — либо универсальным, либо

сингулярным. При универсальном преемстве к наследникам переходили права и

обязанности как единое целое, в полном единстве. Наряду с универсальным в

римском наследственном праве получило развитие и сингулярное преемство, в

соответствии с которым к отдельным лицам переходили лишь права

наследодателя, не обремененные обязанностями. Однако преемство в правах и

обязанностях могло иметь место лишь после смерти наследодателя, когда

наследство как имущество собственника становилось как бы не защищенным,

открытым, никому не принадлежащим. Поэтому смерть наследодателя принято

называть открытием наследства. Временем открытия наследства римское право

считало день смерти наследодателя. При этом у наследников возникало право

на приобретение наследства, но не на само наследство.. Призванный к

наследованию наследник должен был выразить свое волеизъявление на принятие

наследства или отказ на него. Многие принципы римского наследственного

права восприняты современным наследственным правом. Будучи правом

рабовладельческого государства, римское наследственное право отражало и

обеспечивало интересы прежде всего рабовладельца, было направлено на

упрочение и развитие рабовладельческой частной собственности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Схожі:

Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) iconТема: «Біогенні s -елементи; біологічна роль, застосування в медицині»
Для нормального протікання фізіологічних процесів потрібне нормальне насичення організму мікроелементами, при якому вміст мікроелементів...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) icon1. Основні структурні елементи світогляду. Історичні типи світогляду
В формуванні світоглядних знань вирішальна роль належить розуму, для формування ж цінностей вимагається вже І робота душі, активність...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) iconГолобородько Я. Іздрик-гейм. Реінкарнація образів // Голобородько...
Бондар-Терещенко І. Чарівні розчарування (Рецензія: Іздрик. Амтм: Новели) // Кур’єр Кривбасу. – 2006. – №197. – С. 187–195
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) icon«Біогенні s-елементи.»
Для нормального протікання фізіологічних процесів потрібне нормальне насичення організму мікроелементами, при якому вміст мікроелементів...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) iconКодекс корпоративної культури
Кодекс, створений у відповідності до загальноприйнятих етичних норм, є основою саморегуляції поведінки та діяльності всіх членів...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) iconТести з дисципліни " Економічний аналіз" Варіант 4
Відносний показник динаміки та порівняння таких складних сукупностей, окремі елементи яких не можна підсумувати, який характеризує...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) iconКонспект лекції по темі №10 (2 год.) «Карне право та карна юстиція у Стародавньому Римі»
Законы хп таблиц; Институции Гая (книга ІІ) //Памятники римского права: Законы хп таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.:...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) icon5. Якою є кислотність середовища у водному розчині солі, утвореної...
Перш за все це кисень (що становить 70% мас організмів), вуглець (18%), водень (10%), кальцій, азот, калій, фосфор, магній, сірка,...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) icon1. філософія коло її проблем та роль у суспільстві
Ми фактично вже показали почасти роль І значення філософії. Ця роль визначається перш за все тим, що вона виступає як теоретична...
Кодификация Юстиниана (роль,новели,інституції, елементи кодифікації)(1,26,69,84) iconОхарактеризуйте роль торгівлі в економіці України
Охарактеризуйте суть, роль, зміст та завдання комерційної роботи на сучасному етапі
Додайте кнопку на своєму сайті:
Школьные материалы


База даних захищена авторським правом © 2015
звернутися до адміністрації
skaz.com.ua
Головна сторінка